Арьяман (tar_s) wrote,
Арьяман
tar_s

Categories:

Великая Богиня, воплощение Древа Жизни и ее образы

Макошь (Мокошь) — славянская богиня, покровительница женского рукоделия и женщин. Со своими дочерьми Долей и Недолей плетет нити судьбы для богов и людей. Это одна из самых главных и уважаемых богинь в пантеоне славян.

Макошь очень почитали на Руси и это единственный женский кумир, который стоял на равне с Перуном в Киеве. Так гласит «Повесть временных лет.»



Ее имя означает «мать судьбы» — «ма» — мать, «кош» — судьба. Ее созвездие сейчас называется большая медведица, а раньше называлось Макошь. И ковш здесь как раз к месту.

Эта богиня покровительствует всем женщинам и отвечает за плодородие и способность рожать, достаток в доме, урожай. Она защищает всех хозяек и жен. Считается, что если Макошь не посмотрит своим добрым взглядом на дом, то достатка в нем не будет.

Каждое полнолуние праздновали день Макоши. Многие женщины, которые поклонялись этой богиине почитали пятницу (день Мокоши), больше, чем вокресенье.

Считается, что муравьи, пчелы и пауки — вестники богини Макоши, поэтому их нельзя убивать. Если вдруг домой забрался паук, нужно его аккуратно поймать и выпустить на улицу. Если шмель или пчела залетели к вам в окно — значит богиня хочет до вас донести, что скоро случится какое-то событие связанное с ней.







Я встречал версии, что в своей нижней ипостаси она является Ягой и соответственно женой Велеса.

Отсюда



Из "Энциклопедии народов мира":
Типологически Мокошь близка греческим мойрам, германским норнам, прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира - пряхам, иранской Ардвисуре Анахите и т.п. и продолжает древний образ женского божества - жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии.
...обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них М., при сохранении ее противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место.
(Лит. Аничков Е.В. "Язычество и Древняя Русь" 1914)



Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

"1114 г., где летописец говоpит о pождающихся на небе оленьцах малых.Эти петpоглифы с лосятами и pожающими их женщинами важны для нас еще и потомy, что они начинают собою долгий хpонологический pяд, завеpшающийся pyсскими вышивками, пpоисходящими из тех же самых севеpных pайонов, что и наскальные изобpажения неолита. Отложение в вышивке очень pанних пластов человеческого pелигиозного мышления (вpоде мезолитического кyльта небесных оленей) объясняется pитyальным хаpактеpом тех пpедметов, котоpые покpывались вышитым yзоpом.
По меpе забвения пеpвичного смысла изобpажения фигypа pожаницы пpевpащалась y pyсских кpестьянок то в подобие деpева, то в неяснyю замысловатyю фигypy, что неизбежно пpивело к затpyднениям в pасшифpовке и позволило исследователям сближать ее пpежде всего с деpевом "

Б.А. Рыбаков.

Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

Вышивки Новгородская обл. Славянская и угро финская богиня Макошь, символ Древа Жизни , в окружении двух небесных оленей.

Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

Пенза.

Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

Муром

Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

Нижний Новгород.


Макошь, Древо Жизни и небесные олени.

Райское древо жизни . Мозаика базилики св.Климента в Риме. (12 век)


Римская мозаика, Тунис, 3-5 вв. н.э., Бруклинский музей, США.
Отсюда

Сюда же рунический знак Альгиз:

[Spoiler (click to open)]Это все один символ, с единым смыслом и его интерпретациями.
В рунах Мировое Древо обозначается отдельным знаком, так что имеется разделение на персонализацию и само Древо.

И вот доказательство:

Осознанно художник испоользует Альгиз как символ Мирового Древа, или нет, в данном случае значения не имеет.
А здесь и вовсе в классическом виде:


Снова лоси, обратите внимание. И сама Альгиз уже ассоциируется с Лосем.
Та же символика в кельтской обработке:


Здесь более подробно рассматривается связь Древа Жизни и Богини, и ее художественное выражение в традиционных формах. Материал очень глубокий, хотя реклама мешает читать.

Что такое Древо Жизни? Это вертикаль, Ось, образованная мирами. Небо, Земля, Человек (срединный мир).
Правь, Навь и Явь.

Традиционно уровень Неба представлен Птицей и кроной дерева, уровень Нижнего мира - Змеем и корнями, Срединное же царство представляется разными фигурами и стволом.
В фигуре Макоши как Мирового Древа, легко узнается крона-руки, тело-ствол, ноги-корни.
Древний крест также был символом пересечения ствола Мирового Древа и четырех сторон света, четырех стихий.

Скифский крест из раскопок г. Ольвия
Т.о., древний крест - это не орудие смерти, а символ Мирового Древа, знак Богини.
И надгробный крест ставили как символ Древа Жизни, возрождения. Как указатель и помощник душе умершего.
Собственно, точно так же, как и египтяне клали в склепы символы жизни и возрождения, кресты-анкхи.

Мировое Древо тесно ассоциируется с Алтарной Горой (Алатырь-Камень):


Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень) — в произведениях древнерусской книжности и русских заговорах священный камень, «всем камням отец».[1]В стихе о Голубиной книге алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. Камень наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки). Алатырь охраняют мудрая змея Гарафена и птица Гагана.[1]


Эдем на карте Фра Мауро и остров Буян

И опять - волшебная Птица и мудрая Змея.

Стоит отметить, насколько дохристианские взгляды на мир наших предков совпадали со взглядами на мироустройство германо-скандинавской северной традиции, и также традиционного шаманизма Зауралья.
То же касается и арийских народов Малой Азии, хеттов, ассирийцев:


Начиная с IV тысячелетия до Р.Х., это древо изображается на священных предметах, пронизывая всю традицию Шумера и последующей Ассирии как её духовная вертикаль. Какое бы изображение мы ни взяли, будь то царские облачения, настенные росписи или государственные печати, там обязательно появляется это Древо, вкруг которого дивные птицерыбы, небесные звери совершают свой немыслимый ритуал.


Официальная история сообщает нам, что именно в Вавилоне иудеи позаимствовали образ Древа Сефирот (Древа Сфер, говоря жреческим языком):


После знаменитого Вавилонского пленения, как и после пленения Египетского, иудейская традиция очень многим обогатилась. Из Вавилона перекочевали в Библейские книги столь многие ключевые идеи, что если, скажем, начать с магических практик, представления об ангелах и даже учения о Боге — то непонятно, чем надо будет заканчивать, как показали гениальные ассирологи прошлого века: Фридрих Делич (1850–1922) и Альфред Йеремиас (1864–1935).


Отсюда

Богиня рассматривается как персонификация всего Мирового Древа.
Однако вполне естественно желание людей выделить из многогранного образа Богини тот ее аспект, который наиболее отвечает запросу обращающегося.
Великая Богиня в образе Пряхи Судеб, Рожаница, Мать-Сыра Земля, Лада, Жива, Небесная Заступница. Баба-Яга.
Со временем почитание того или иного образа превращается в отдельный культ. А через века уже и забывается, что разделения нет.
Появляются отдельные богини, связанные с Нижним Миром, отдельные - светлые-небесные, со своими особыми функциями. Уже и Макошь приземляется и становится чуть ли не покровительницей прях и помощницей в хозяйстве.
Стоит помнить о том, что это все образы Великой Богини, потому и ставили на капищах единственную женскую фигуру - зато какую!

Tags: Русь, арии, боги, дохристианская культура, древность, змей, история, магия, оккультное, предки, птицы, символика, тайны, язычество
Subscribe

Posts from This Journal “боги” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →