Арьяман (tar_s) wrote,
Арьяман
tar_s

Categories:

История белых киргизов

Киргизы

Если крымская Сугдея у славян произносилась как Сурожь, то, вероятно, и само название народа сугдийцев/согдийцев у славян произносилось как сурожане или сурожцы; древние троянцы возможно называли согдийцев сергестцами. Учитывая склонность у звуков С и К меняться местами, одним из вероятных названий сергестов могло быть кергесты, что очень близко к современному этнониму киргизы. Есть ли что-то общее между согдийцами и киргизами? Возможно, никакой связи между киргизами и согдийцами нет, но, тем не менее, я позволю себе изложить ряд бесспорных фактов, между которыми может существовать связь.

Вопрос этногенеза киргизов довольно таки запутанный, и на сегодняшний день окончательной и общепризнанной теории нет. Споры по вопросу истории киргизов продолжаются второе столетие; единственное, в чем никто не сомневается, так это в том, что киргизский народ является одним из самых древних современных народов Средней Азии. Споры о происхождении киргизов вызваны тем, что помимо киргизов собственно современной Киргизии, много киргизов кочует в горных районах Афганистана, Пакистана, в горах Памира и Тянь-Шаня; кроме того киргизы также проживали в южной Сибири на Енисее – 2500 километров на северо-восток от киргизов Тянь-Шаня. Вопрос о том, есть ли связь между киргизами Тянь-Шаня и киргизами Енисея, и если есть, то в каком направлении происходила миграция, до сих пор открытый. Одни историки считают, что миграция происходила из Енисея в Тянь-Шань, другие – что никакой связи между киргизами Тянь-Шаня и Енисея нет.

Киргизы Енисея
Считают что в летописях Сы-ма-цяня, впервые упоминаются енисейские киргизы под именами Гэ-Гунь в связи с событиями 201 года до нашей эры. В других китайских летописях приблизительно того же периода неоднократно упоминаются киргизы как народ Гэ-Гунь/Гянь-Гунь/Цзянь-Кунь/Кыр-Кунь – согласно разной интерпретации чтения китайских иероглифов. О киргизах Енисея середины-конца первого тысячелетия нашей эры китайские летописи писали, что они находились на высокой степени цивилизации и «Они занимались земледелием и скотоводством; умели разрабатывать золото, железо и олово» (Брокгауз и Эфрон).

Основываясь на данных китайских историков, вот что писал о енисейских киргизах того времени В. В. Бартольд в своей монографии Киргизы: «Черты наружности перечисляются не при описании Бо-ма, но при описании киргиз: «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза». Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу («красные волосы и белая кожа») приписываются киргизам в рассказе персидского автора 11 века Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в 7 веке (умер 757 г.) Ибн-Мукаффы: по этим признакам Ибн-Мукаффа считал киргиз родственниками славян.Китайцы говорят еще, что по языку киргизы отличались от Бо-ма; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай - месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргиз и мусульманские авторы.
Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них «сверху», т. е. с юга, могущественного народа килики; но, конечно, эти предания могут относится и к более поздним событиям.
Народ Бо-ма не достигает политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимо от других, тогда как во главе киргиз стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул «ажо». Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н. Н. Кузьмин думает узнать его в русском документе 1701 года, где упоминается «езерский (езеры – один из киргизских родов) судья Ожо» (ниже Ожо и Оджа). В документе 1700 года встречается имя Ботиажо, причем вторую часть этого имени можно толковать как титул».

В 758 году енисейские киргизы были завоеваны уйгурами, но уже в 840 году киргизы отвоевали свободу. Китайские летописи упоминали, что язык киргизов этого времени был сходный с языком уйгуров (тюрко-язычный народ). В арабских летописях восьмого века нашей эры для киргизов Енисея появляется современное название киргизы. В девятом веке киргизы завоевали Монголию, имели дружеские отношения с таджиками, арабами и Китаем, а правитель киргиз принадлежал к династии, родственной китайской правящей династии. В это время у енисейских киргизов был свой алфавит и письмо, они добывали металлы и мускус на экспорт, причем в те годы киргизский мускус считался одним из лучших, приравнивался к тибетскому по качеству, после которого шел согдийский мускус из района реки Зарафшан. Арабские купцы привозили к киргизам караваны шелка.

В эту эпоху китайские летописи называют киргизов хагасами и харгисами, а государство их считалось вторым по величине в этом регионе и простиралось от Енисея до Байкала на восток, до реки Обь на запад и до Тибета на юге. Путь к енисейским киргизам для китайцев лежал через горы Тань-мань, «черные горы», - так в китайских летописях назывались Саянские горы. Река Енисей в то время носила название Кем/Кэм; только позже тунгусы переименовали ее в Енисей, Ионеси, означающее «большая вода» (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.14). К юго-западу от киргиз, между Саянами и Алтаем жил народ Азы; на востоке соседями киргиз был народ Ду-бо/Туба, который отождествляют с современными самоедами; на юго-востоке соседями киргиз были Курыкан/Кури/Фури (считавшиеся киргизским народом, говорящем на отличном от киргизского языке, - предположительно, предки якутов) и Баргуты/Баргу/Буруты; соседние народы часто называли киргизов бурутами.

Учитывая, что западными соседями Енисейских киргиз был народ кимаки, проживавшие в те годы на реке Иртыш, можно предположить, что либо кимаки и киргизы были родственными народами, либо до появления киргиз на реке Кем/Енисей, там жили кимаки, от которых и сама река вероятно называлась Кем (еще до сих пор ханты называют эту реку Каменная Обь – возможно есть какая-то связь между словами Кемь и камни), но после прихода киргиз кимаки мигрировали на запад. Вполне возможно, что современные фино-угорцы коми являются родственниками енисейских кимаков, а современная река Кама названа коми, жившими в прошлом на Каме, в память о реке, которая сегодня называется Енисеем. Если это не так, то тогда очень трудно объяснить следующий факт: современный народ коми называют зырянами, а встарь называли сырьянами, серьянами, сурьянами. Манси называют коми saran, а ханты – saranjax (М. Фасмер). Возможно, что коми и киргизы мигрировали от Енисея за Урал совместно, так как коми называют коми-зырянами. Любопытно, что хантийская форма SARANJAX почти совпадает со славянской СУРОНЖ (Геродот (3.9, 3.17) писал также про племя Сарангов, которое проживало где-то в Азии возле реки Акес). Интересно и то, что современный самоедский народ, проживающий на реке Кон, притоке Енисея выше Красноярска, называется камасинцы, как предполагают, этот этноним связан с гидронимом Кон; а народ самоядь был также и соседом камской коми.

Аналоги этнонимов/топонимов для кимаков/коми были в Средиземноморье, Индии и Средней Азии: народ камуны в Реции, озеро Ком возле Альп, город Ком в Кельтике, Коммисена в Парфии-Армении, Кима в Ионии и Эолии, иранский коневодческий народ камбоджа, упоминаемый в Махабхарате, и локализируемый согласно одним – на севере Пакистана, согласно другим – н юге Киргизстана в горах Памира (Г. М. Бондар-Левин, Индия в древности, стр. 217); народ Коми упоминал Птолемей (6.11) на юге бактрии, а также народ Комеди (Комоеды?) на юге страны Саков. Любопытно, что в древних легендах индийцев упоминались Киннары, - добрые полубоги с конскими головами; в мифологии древней Греции упоминаются Кентавры, полулюди полукони. В греческой мифологии древний народ кентавры зачастую упоминаются вместе с другим древним народом – лапифами, о которых Страбон писал, что они принадлежат к пеласгийским народам (Страбон, 10.5.20), и с которым у кентавров была битва, в которой победили лапифы. Геракл и пелопиды вели войны с кентаврами и лапифами, в которых почти все кентавры и лапифы были уничтожены (Аполлодор, 2.5.4, 2.7.7), но часть уцелевших кентавров взял под свою защиту Посейдон. Бросается в глаза не только сходство названий – Киннары, Кентавры, но также и созвучие с общеславянским словом конь, означающим лошадь, а также покровительство водного бога Посейдона, священным животным которого был конь. Одна из старых форм произношения слова конь это комонь, что могло быть исходной формой для образования этнонимов коми, кимак, камбоджи, что возможно буквально значило коневоды (имя персидского правителя, которое греки произносили как Камбиз, у персов звучало как Kambujiya). Любопытно, что существует необъяснимый разброс слов обозначающих лошадь в индоевропейских языках: конь в славянских (лошадь считается заимствованным из тюркских языков; на монгольском, бурятском, калмыцком, казахском и киргизском конин/хонин это овцы, козы), horse на современном английском, hros на старонорвежском, старошведском, и староверхненемецком, eoh на староанглийском, ;;;;; на греческом, asvas на санскрите, гхора на языке хинди, equus на латинском, asva на литовском, asuwa на хеттском, а также sisu на аккадском и сус на иврите, murnisqu и sisu на аккадском, yuk/yakwe на тохарском, aspa на авестийском, ech на староирландском, epo на гальском, eku на венетском.

В десятом веке киргизов покорил монгольский народ кытаи, который в течении длительного времени господствовал в том регионе, включая север современного Китая; именно от названия этого народа мы и называем Китай Китаем (В. В, Бартольд, Киргизы, стр.24), хотя, строго говоря, это неправильно, так как народ, называемый нами китайцами называет себя чинами/синами, откуда и этноним China в английском языке (по имени правителей династии Чин, правившей во втором веке до нашей эры). В двенадцатом веке киргизов покорил Чингисхан; упоминалось, что в его эпоху киргизами правил Урус-Инал, а В. Бартольд пишет, что рассказ о покорении киргизов Джучи-ханом, сыном Чингис-хана, сохранился и у киргизов Тянь-Шаня. В этот период появляется легенда о происхождении киргиз, в которой этимология этнонима киргиз возводится к двум основам: кырк-кыз, означающее сорок-дев. Арабский автор Рашид-ад-дин писал о том, что помимо сельского хозяйства и металлургии, в эти годы у киргиз развивается шелковая индустрия: в стране киргиз поселились китайские ремесленники, организовавшие местное производство шелковых тканей, - случай для этого региона уникальный.

Русские летописи времен завоевания Сибири в 17 веке упоминают четыре киргизских княжества: Тубинское, Езерское, Алтырское и Алтысарское. Русские летописи 18 века сообщают, что еще в 18 веке у енисейских киргизов существовало два самоназвания – киргизы и алатоолук кыргыздар, что означает алатауские киргизы (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. стр. 157), за что енисейских киргизов называли алатырцами. В этот период енисейские киргизы оказались в трудном политическом положении – между русскими, ойратами (калмыками) и монголами, и вынуждены были вступать в политический союз то с одними, то с другими. Считается что в 18 веке киргизов Енисея не стало после того, как за «неподчинение налоговой милиции» калмыки угнали к себе почти всех енисейских киргизов; небольшая часть оставшихся на Енисее киргизов растворилась в других народах. Вероятно племя саргаты, проживающее в Томской области возле реки Обь, а также народ тофалары, старое название которого каргасы (по имени одной из родоплеменных груп), проживающее в Иркутской области, являются остатками енисейских киргизов, сохранивших в употреблении древние этнонимы.

Киргизы Тянь-Шаня
Что касается киргизов Тянь-Шаня, то тут ситуация спорная: одни историки считают, что китайские летописи начинают их упоминать в 10 или в 13 веке нашей эры, а другие считают что первые упоминания о киргизах Тянь-Шаня появились только в 16 веке. В русских летописях впервые киргизы Тянь-Шаня упоминаются в 16-17 веках, когда киргизы Тянь-Шаня подвергались грабежу и истреблению со стороны монголов. В 18 веке русские летописи начали отождествлять казахов и киргизов после того, как эти два народа некоторое время управлялись одним ханом, но в 19 веке уже различали сначала киргизов и киргиз-кайсаков, а затем уже просто киргизов и казахов.

Известно, что еще триста лет назад киргизы Тянь-Шаня обитали западнее – где-то в землях современных Таджикистана и Узбекистана, откуда они были вытеснены на северо-восток. Именно тут история согдийцев пересекается с историей киргизов, ведь именно на территории современного Узбекистана и Таджикистана когда-то находилась Сугдея/Согд, южный сосед страны саков. Согдийцы, как и саки, были, как считается, древним ирано-язычным народом. Центральная часть Согда включала район рек Зеравшан (Зарисп у Птолемея; суффикс –шан является поздней добавкой)) и Кашка-Дарья, города Самарканд (Мараканд у согдийцев, возможно от Маргианы), Тошкент и горы Тянь-Шаня, возможно Фергана была также в зоне влияния Согдийцев (древнее название – Паркана, вероятно, от слова паркан, ограда, - огражденная со всех сторон горами). Именно по территории Согда проходил Великий Шелковый Путь, по которому в Средиземноморье из Китая везли шелк.

Любопытно, что Согдия и Фергана были известны тем, что в этих странах разводили лошадей какой-то особенной породы. Считалось, что эти лошади имеют небесное происхождение, и считалось, что они потеют кровью и отличаются несравнимой выносливостью. Китайцы дважды отправляли свои войска на покорение Ферганы с единственной целью, чтобы заполучить этих знаменитых лошадей. Только со второго раза ферганцы сдались и передали китайском императору тысячу этих лошадей, которые для Китая в то время являлись эквивалентом вертолетов: породистые лошади позарез нужны были Китаю, чтобы было что противопоставить великолепной коннице гуннов, терроризировавших северную часть Китая. В добавок к этому нужно сказать, что Птолемей соседями согдийцев назвал народы коми (на юге) и комеды (на востоке), что очень похоже на кимаков, западных соседей енисейских киргиз.

В 6-7 веках нашей эры Сугдея и страна Саков подчинились Тюркскому каганату. Именно с этого периода языки саков и согдийцев начали выходить из обихода и вытесняться тюркскими. Несмотря на это, антропологические исследования (Народы Мира. Народы Средней Азии и Казахстана) говорят о том, что смены этноса в этот период не произошло; даже позже, в восьмом веке, когда согдийцев завоевали арабы, которые сожгли все научные и художественные произведения согдийцев и захватили контроль над Шелковым Путем, значительной арабской миграции не было. В 12 веке именно в эпоху завоеваний Чингисхана, как показывают антропологические исследования, произошли серьезные изменения в этносе согдийцев. К десятому веку согдийский язык вышел из обихода в крупных городах; к 14 веку на согдийском прекратили говорить и в сельской местности, а в 16 веке согдийцев уже называли киргизами; (считается, что современный ягнобский язык, один из языков Таджикистана, является самым близким языком к согдийскому).

Современные казахи и киргизы являются потомками древних иранских народов -саков, согдийцев и усуней, а в современных казахском и киргизском языках, принадлежащих к восточной ветви тюркских языков, осталась сельскохозяйственная терминология и терминология городских ремесел из сакского и согдийского языков. От согдийцев у киргизов остались также искусные ирригационные сооружения и собственно текстильные (хлопок, шелк) и сельскохозяйственные технологии.

Любопытно, что в долине реки Орхон (Монголия), реки Енисей, на Алтае, в Прибайкалье, в Ферганской и Таласской долинах в Средней Азии найдено бесчисленное количество надписей руническим письмом, названным Орхоно-енисейскими надписями. Находки датируются 8-10 веками нашей эры, а алфавит, на котором сделаны надписи, близок финикийскому алфавиту; кроме множества графических соответствий, из сорока знаков Орхоно-енисейских рун имеется десять графико-звуковых соответствий с этрусским и финикийским алфавитами.

Ситуация с Орхоно-енисейскими рунами такая же, как и ситуация с древнегерманскими рунами: все имеющиеся артефакты датируются очень поздним периодом – восьмой век нашей эры самое раннее. Учитывая степень сходства Орхоно-енисейского алфавита с финикийским алфавитом, можно предположить, что источник у обоих один и тот же. Однако в восьмом веке нашей эры в Средиземноморье уже никто не пользовался ни этрусским, ни финикийским, ни лидийским алфавитами – в ходу были более продвинутые латинский и греческий алфавиты. Таким образом заимствование знаков для Орхоно-енисейского алфавита должно было произойти в более ранний период.

По одной из гипотез Орхоно-енисейские руны были созданы на основе согдийского письма задолго до восьмого века нашей эры. Само же согдийское письмо носит большое сходство с тем самым западно-семитским алфавитом, надписи на котором еще до сих пор не расшифрованы, и который послужил прототипом для создания финикийского алфавита, на базе которого были созданы почти все средиземноморские алфавиты классического периода.

Киргизы Птолемея
Строго говоря, Птолемей в своей Географии ни разу не упоминал этноним киргизы. Но это не означает, что Птолемей не упоминал народ, который позже стали называть киргизами. В шестой главе Географии (6.16) Птолемей описывал народ серы, страну Серов и столицу – город Сера, которые он обозначил на восьмой карте Азии. Именно на этой карте Птолемей показал страны, которые лежали на самой границе того мира, о котором у древних греков и римлян была хоть какая-нибудь информация; дальше, на север от серов лежали неизведанные земли.

С первого взгляда восьмая карта Азии из географии Птолемея описывает местность, которую почти невозможно привязать к известным сегодня ориентирам. Чудо происходит, если эту карту Птолемея совместить с картой Алтая времен проживания там киргизов Енисея. Тогда все становится на свои места, и можно только удивляться, что почти два тысячелетия тому назад, Птолемей довольно таки подробно и точно описал этот регион.

Продолжение.

Tags: Азия, Россия, Сибирь, Скифия, Тартария, Туран, дохристианская культура, древность, история, миграция, русские, сказания, скифы
Subscribe

Posts from This Journal “Сибирь” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments