Арьяман (tar_s) wrote,
Арьяман
tar_s

Categories:

Верховная скифская богиня: Табити


Автор монументального труда «История» Геродот (Ἡρόδοτος — 484 — 425 до н.э.) и другие античные авторы, оставили много интересных сведений о культуре и религии Скифов.

Общие признаки Скифской культуры мы находим на более обширной территории, чем та область, которую занимали сами скифы. Скифская культура охватывала не только всё Причерноморьё с запада, севера и востока, но и степную часть Сибири и Среднюю Азию.

Это обстоятельство свидетельствует о единстве не только материальной, но и духовной культуры всего евразийского мира в скифскую эпоху.

В VIII веке до н.э. формируется сложный мир эллино-скифской культуры Причерноморья.

Совершив путешествие по территории Причерноморья, Геродот познакомился с особенностями культуры и религии скифских племен, и высказал мнение о том, что скифские боги гораздо древнее греческих богов. Рассказывая о богах скифов, Геродот сравнивал их с богами, почитаемыми в Греции.


http://workscan.ru/novosibirsk/
Богиня Табити.

Трудно сказать, какие именно из скифских божеств изображены, на нашивных бляшках из Чертомлыцкого кургана. На одной из них — Богиня, сидящая с зеркалом в руке, и перед нею скиф, пьющий из рога; на другой – богиня, сидящая рядом с жертвенником, и перед нею стоящий скиф с округлым сосудом в руке.

По словам Геродота, скифская богиня Табити пользовалась наибольшим почитанием у скифов. Царь скифов Идантирс заявил персидскому царю Дарию, что владыками  своими он «считает только Зевса, своего предка, и Гестию, царицу скифов».(IV, 127). Геродот сопоставляет Табити с греческой богиней Гестией, игравшей в религии греков более, чем второстепенную роль. Гестия уступала по значению многим женским божествам греческого Олимпа.

Богиня Гестия или по-латыни Веста в греческой мифологии богиня домашнего очага, гостеприимства и жертвоприношений. Гестия – греческая Дева, дочь бога Хроноса и Реи, она покровительствует семейному согласию и единству, защищает изгнанников и преследуемых, ищущих убежища. Гестию изображали рядом с жертвенником и с неугасимым огнём города, она служила символом гражданского единения в государстве или городской общине, которую греки считали большой семьёй.

богиня Веста покровительница Рима

В религии скифов богиня Табити – более древний образ, предшествующий образу и характеру греческой Гестии. У скифов Табити была богиней домашнего очага, прародительницей, воплощающей семейное или родовое единство в период матриархата, когда женщина-мать была главой домашней общины, объединённой вокруг очага. Богиня Табити была «царицей скифов», а «клятва царскими Гестиями», то есть «царским очагом», «царскими предками» была, по свидетельству Геродота, «величайшая клятва скифов». Табити, занимала в религиозной системе скифов более важное место, чем Гестия у греков.

Главная богиня скифов Табити — божество домашнего и царского очага помещена рядом с жертвенником. На другой нашивке Табити с зеркалом перед ней скиф, пьющий ритуальное вино- сцена «приобщения к божеству».

В образе богини Табити воплощалось представление скифов не только о домашнем очаге и семейной или родовой общности, но и о единстве всего скифского племени, единстве с царским домом, и с очагом каждого скифского дома. Скифы, как и эллины,  не возжигали свои очаги от чужого огня, а бережно хранили свой огонь. До сих пор у греков существует обычай передачи священного огня, зажжённого от домашних очагов далёкой родины. Геродот заявляет, что у скифов не принято делать статуи богов. Антропоморфные изображения скифов появились позже, они выполнялись греками и по греческим образцам.

Образ женщины богини-владычицы во времена матриархата был тесно связан с заупокойным культом, этот образ часто встречается в росписях склепов и в надгробной скульптуре, на бляшках, которыми расшивалась одежда умерших. В ритуале приобщения умершего к загробному миру,  Богиня изображалась с поднятыми вверх руками, как бы  встречая души умерших, возвращающиеся домой, после долгого странствования на земле.

О местном происхождении образов скифских богинь говорит их своеобразный облик, детали одежды, ритуальные предметы.

Табити изображали рядом с жертвенником, деревом, очагом, в руке чаша, или ритуальный ритон.

На треугольной пластине от головного убора, из кургана Карагодеуашх (ок. станицы Крымская Краснодарского края), изображена  сидящая перед нами богиня с двумя служанками, стоящими позади и двумя скифами, стоящими по сторонам.

Один из скифов держит округлый сосуд, а другой — принимает из рук богини ритон (ритуальный рог).

Богиня одета в длинную многослойную одежду с пышными рукавами, на её голове высокий остроконечный расшитый колпак, поверх которого накинуто покрывало, закрывающее спину и плечи.

Остатки таких женских головных уборов обнаружены во многих курганах Северного Причерноморья (Чертомлык, Куль-Оба).

М.И. Ростовцев полагает, что скиф с округлым сосудом — жрец, «богиня, вручает молодому скифу ритуальный ритон, приобщая его к власти».

В центре длинной пластины (части головного убора) из кургана у деревни Сахновки, раскопанном М. Гезе, помещена сидящая в кресле богиня с зеркалом в одной руке и с округлым сосудом в другой; позади неё стоит молодой скиф с опахалом в руках.

За ним изображены два скифа, один держит в одной руке округлый сосуд, а в другой — ритон над тазом, другой скиф наливает в ритон вино из амфоры.

Перед богиней коленопреклонённый бородатый скиф с ритоном, который он принял из рук богини; позади него — скиф, играющий на арфе. За ними изображены два бородатых скифа: один из них несёт в руках барана, второй скиф следует за ним с обнажённым кинжалом в руке, другой рукой он указывает вперёд. Вся сцена представляет собой обряд жертвоприношения богине и приобщения божеству с помощью жертвенного вина. Главные роли в жертвоприношении играют бородатые скифы, а безбородые юноши прислуживают.

Здесь изображён ритуальный обычай скифов, в котором изображены культовые сосуды — округлые кубки и ритоны, подобные тем, какие часто встречаются в курганных захоронениях.

На ритоне, найденном в скифском кургане близ деревни Мерджан, в бассейне реки Кубани, изображена сидящая в кресле богиня с округлой ритуальной чашей в руке. Справа от неё дерево, ветки которого направлены вверх. Слева от богини – насаженный на кол череп лошади, и всадник на коне, держащий кубок в высоко поднятой правой руке.

Богиня рядом с деревом – символ плодоносящих сил природы и дома и возвращающийся домой из похода воин поднимает ритуальный кубок, приобщения богине домашнего очага Табити.

Источник


Интересная, относительно недавняя, новость:

Каменное изваяние, которому, по оценкам экспертов, минимум 2,5 тысячи лет, жители Геленджика обнаружили после сильнейшего шторма. Высеченную из глыбы ундину выбросило прямо на городской пляж. По словам местных, таких сюрпризов море им еще не подкидывало. Я прогуливался по набережной и увидел в полуметре от берега камень необычной формы, - рассказал «Комсомолке» краевед Владимир Косолапов. - Спустился по ступенькам на гальку, подошел и глазам своим сначала не поверил — заинтересовавшим меня предметом оказался высеченный из породы барельеф русалки. На глыбе изображена скифская богиня-мать, описанная только Геродотом, - добавляет Косолапов. Согласно легенде, в низовьях современного Днепра росла священная для скифов роща — Гилея.


Событие действительное неординарное. И кто-то может не понять его значения. Типа - скифы, забытые древности, а какое имеет это к нам отношение?

Для россиянских «академиков» и тем более газетчиков, понятие скифы весьма расплывчатое, поэтому для начала придётся сказать пару слов об этом.

После вековой пропаганды, многие русские считают себя этнически славянами, однако славяне это не более народ чем, например, индоевропейцы или финно-угры. То есть, термин «славяне» обозначает не этнос и даже не группу этносов, а определяет некую условную языковую общность, подобно термину «арабоязычное население». Скифы тоже условное название которое дали греки, но вот народ живший в ареале Причерноморья – а это исконные земли нашего народа – являются нашими прямыми предками, которых греки именовали скифами, и которых описывает ещё Геродот. Они жили здесь с древнейших времен и как огромный народ не могли исчезнуть, как утверждают горе- «академики».

И теперь понятно, что выброшенный на берег древний артефакт, является изваянием мистической прародительницы скифов, поэтому она изображена с рыбьим хвостом. Причем важно, что артефакт нашли не археологи, не какие-то иные копатели – он каким-то мистическим образом сам поднялся из пучины морской, что есть без преувеличения Чудо.



И такие чудеса бывают, чему примером является, например, так называемый Синь-камень – один из языческих ритуальных артефактов сохранившийся с незапамятных времен близ Плещеева озера на юго-западе Ярославской области. По одной из легенд, Синий камень лежал на вершине Александровской горы, где до сих пор сохранились следы языческого капища. Однажды его отвезли на берег озера, где местные жители стали устраивать костры, веселье и пляски, приуроченные к разнообразным языческим праздникам. Увещевания монахов ни к чему не приводили и тогда его решили заложить в основание колокольни, чтобы навсегда спрятать от местных жителей. Зимой его погрузили на огромные сани и повезли по льду через озеро к месту строительства. Лед не выдержал, и камень затонул. Но через 70 лет камень самостоятельно переместился из воды на берег и с тех пор к нему приходят толпы паломников. Находившийся столетия на капище камень несомненно несет в себе древнюю энергетики и даже сегодня прикосновение к камню лечит от разных болезней.

Выброшенное на берег Черного моря древнее изваяние такое же если не большее чем Синь-камень Чудо. Знамение, подобное падению метеорита. Но в данном случае это как бы метеорит из прошлого и его появление имеет эзотерическое значение, в которое нужно ещё вникнуть. Но общая суть послания из прошлого очевидна.

Сегодня русский народ находится на историческом перепутье и в зависимости то того, в какую сторону он пойдёт, его либо растопчут окружающие недоброжелатели и свои же сатрапы, либо народ найдёт в себе силы и возродится. Но чтобы возродиться народу, в первую очередь нужно вспомнить свои корни, своих древних предков, получить их покровительство. Появление на берегу Черного моря древнего артефакта как раз и является свидетельством того что наш исходный эгрегор приходит к нам. Изваяние, несомненно несет в себе определённую энергетику наших древних предков, ибо напрямую связано с архетипами древних скифов, которые живут в нас.

Если присмотреться, то хорошо видно, что в левой руке богиня держит сову. Сова - символ истинной мудрости, видящей даже во тьме и могущества. Это символ богини могущества. Другой рукой богиня гладит оленя. Возможно, смысл послания Богов в том, что потомки сарматов и скифов скоро начнут обретать могущество. А то, что эта богиня русалка тоже знак - вода - символ жизни. Она мягкая и слабая, но даёт жизнь сильному и могучему.

Конечно, надо помнить, что сам русский народ также должен прилагать усилия к выбору своего пути, за него этого не сделает никто.

Отсюда

Новость подана и прокомментирована претенциозно, но даже и в таком виде, как пишут, ее сильно почистили в интернете.

PS мыс Табин, как и море Табин, описываемое еще Плинием, как вы уже поняли, происходит как раз от имени главной богини скифов, Табити.

На карте Меркатора под надписью Oceanus Scythicus:


Tags: Скифия, боги, вера, дохристианская культура, древность, знак, предки, религия, скифы, события, явление, язычество
Subscribe

Posts from This Journal “скифы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “скифы” Tag