?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Баба Яга - Золотая Баба

Баба Яга, пожалуй, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок. В то же время она воспринимается скорее как персонаж отрицательный по отношению к героям сказки, хотя и может оказать услугу путнику.
Вторая отличительная черта Яги, ее отношение к маленьким детям, чаще всего сиротам,баба Яга которых она жарит в печи и съедает. Именно эта ее черта и послужила прообразом множества рассказов о кровавых обрядах язычников. Насколько же правомерны сии представления, я и попытаюсь разобрать в этой статье.

Но, прежде всего, обратимся к истокам образа Бабы Яги.
Так М. И. Без-Корнилович в книге "Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся" пишет: "За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности... при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги"1.

Стало быть, Баба Яга была полноправной Богиней и почиталась нашими Предками наравне с таким Богом как Перун. Интересен также сам факт установки кумира Яги рядом с образом Перуна, но об этом я скажу ниже.

Другой образ, отождествляемый исследователями с Бабой Ягой, - призрачная и неуловимая Златая Баба, чей кумир пытались отыскать множество исследователей и охотников за сокровищами (ведь культовая статуя, по преданию была отлита из чистого золота), но всегда ей удавалось ускользнуть от чужих глаз.

Следы Златой Бабы встречаются от Поволжья до Урала и Сибири и культ ее, вероятно, идет еще со скифских, а может и арийских времен, когда на этих территориях располагалась Арианам Ваэджа - Земля древних Ариев.
Почитали ее и коренные народы Сибири: остяки, вогулы и др., и даже ставили ей святилища в виде "уров" - маленьких избушек "на курьих ножках", т.е. на высоких гладких столбах.

Вовнутрь сиих избушек и помещали куклы-иттрамы Златой Бабы, одетые в национальные одежды.избушка на курьих ножках
Именно сии святилища, по мнению некоторых исследователей, послужили для описания в сказках образа Бабы Яги: "живет она в маленькой избушке на курьих ножках, такой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу", но думается мне, что сей образ все же говорит более о той узости границ, которые были определены Великой Богине народной сказкой в период торжества христианства.

Также:
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых[3]. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.
Как же получилось, что столь почитаемая Богиня - хранительница кХай - Живой Силы обратилась в страшилку для малых детей?

"Наниче ся годины обратиша". Есть такие слова в "Слове о полку Игореве". А. Андреев, исследователь русской культуры, так расшифровывает эту фразу:
"Время понимается в народной культуре как своего рода течение, ток жизни. Хорошая жизнь - это хорошие времена, как только "жирни времена" оказались на дне Каялы-реки, тьма тут же покрыла свет русской жизни. Когда времена обращают ся наничь, целый народ оказывается в изнаночном, зазеркальном мире, где все не так, все наоборот, все противу правил. Попавший в наничье народ теряется и может погибнуть, поскольку наничь вывернута оказывается и вся его культура и система ценностей, которую он создавал тысячелетиями".

Сии времена в Славянской Традиции именуются Ночью Сварога, когда рушатся все Устои и традиции и "вержеся Дивъ на землю". Див или Дый, как известно, был у Славян олицетворением Неба, таким образом, сия фраза означает, что Небо упало на землю, а значит, происходит нечто, что расценивается автором "Слова" как глобальная катастрофа, подобная гибели Атлантиды.
Вот как произошло забвение образа Великой Богини и обращение ее в злобную старуху русских сказок.

Но А. Андреев, долгое время проживший у стариков - хранителей Традиции пишет: "Старик, бывший моим первым учителем, подарил мне инструмент для возвращения утерянного времени. Он сказал: если времена вывернулись наизнанку, значит, чем страшнее в сказке чудовище, тем чудеснее, тем значимее было это божество в том Мире" (в этом контексте, очень рекомендую книгу Голосовкера "Сказания о Титанах" - как подробно описанный в легендах греков менанизм превращения в чудищ и геноцида, бывших богов - tar_s). Воспользуемся и мы сиим инструментом, пытаясь выявить исходный образ Бабы Яги. И начнем с определения значения ее имени.

Словарь Фасмера дает следующие слова, родственные имени Бабы Яги: лит. Jega - "сила", вин. п. ед. ч., Jega, nuojega - "состояние", jegti, Jegiu - "мочь, быть в состоянии", лтш. Jega - "смысл, разум".
Таким образом, ее имя соотносится как-то с понятием Силы или состояния Силы, да еще и с разумом. Как же увязать все это?
Все встанет на свои места, если обратиться к словам хранителей Древнерусской Веры: "простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой".

Вот оно, именно Баба Йога, так в древности звучало имя Богини. Само же слово йога имеет древнеарийские корни и переводится как "путь единения", а искусство йоги, по сути, является инструментом преобразования сознания, т.е. своеобразным посвящением.
Это подтверждает в своем исследовании и А. Платов, пишущий, что Баба Яга, оказывается "напрямую связанной с магией руны Перт (P) - руны посвящений". И последнее указание на связь Бабы Яги с посвящением - расположение ее избушки на границе леса, воспринимаемой как грань Яви и Нави.

Теперь рассмотрим связь Бабы Яги с детьми.
Как уже говорилось выше, Яга отождествляется исследователями со Златой Бабой, которая по описаниям свидетелей изображалась обычно как женщина с младенцем на руках и ребенком, стоящим подле нее. Весьма странное отождествление, но только на первый взгляд.

Дий Владимир в своем труде описывает обряд посвящения детей-сирот жрицами Богини в одном из Капищ: жрицы, которых называли также йогами (ягами) собирали детей-сирот и приводили в Капище Рода, которое было высечено в горе и находилось в лесу у Ирийских гор (Алтай).
Там дитя одевали в белые одежды, давали сон-траву и укладывали на помост, называемый - лапата.

Лапата находился в специальном углублении в скале - Пещи Ра. Лапата была разделена выступом на две части - внешнюю и внутреннюю. Во внешнюю часть закладывался хворост, затем лапата задвигалась, и в Пещи Ра возжигали огонь.
Для наблюдателей со внешней стороны казалось, что детей сжигали в печи. На самом деле, когда помост-лапата задвигался в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от Огня.

Сие обрядовое действо означало смерть детей для внешнего мира и возрождение их как будущих жрецов.
Похожую картину посвящения дает и болгаро-помакская "Веда Славян", согласно которой праотца Ория похищает из дома Юда Самовила - Старая Друда, тождественная Бабе Яге (само имя Друда - означает лесная) и уносит его в свою лесную пещеру.
Там Орий "сега малу три години; Бога си служба служи", обучаясь и проходя посвящение во друдня (т.е. жреца Вышнего Бога).

А поскольку в русских сказках, как и в "Веде Славян" сохранились моменты похищения Бабой Ягой детей из семьи, то обряд огненного посвящения должны были пройти не только дети-сироты, но и другие дети, не имеющие Права Крови (т.е. не принадлежащие к жреческому сословию по рождению).

Проходя через очистительный огонь, умирая для своих родителей и всего мира, они обретали второе рождение, жизнью доказывая свое право на посвящение. И сие право они получали от хранительницы Путей двух миров - Бабы Яги.

Дополнительным указанием на это служит и обращение к Яге - Баба. Бабой на Руси называли вовсе не старуху, а женщину, которая родила дитя. И само слово "Баба" означает - врата новой жизни, открытие врат новой жизни.
Также особо следует отметить символизм печи и пещеры - и то, и другое служат архетипом материнской утробы и указывают, по сути, на второе рождение или перерождение человека.

Помимо того, что Баба Яга, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причем помощь ее в большинстве случаев - указание пути.
Таким образом, можно сделать вывод, что Баба Яга связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

Триглав посвящения.
Еще одна интересная особенность, встречающаяся как в сказках, так и в "Веде Славян" - троичность образа Бабы Яги.
В некоторых сказках действуют три Ягинишны - либо три сестры, либо мать и две дочери. В "Веде Славян" с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы.
Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения.

Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада - учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти - Лунной Силы Кундалини:

Кали - энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают
Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди.
На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце.

Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги - забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик.
Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали - меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям.

И именно к Бабе Яге и Кали идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.

Дурга - хранительница явного мира.
Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей.
Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара - Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная.
Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода.

Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги - Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни - хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма - своего тела и Души).

Но прежде чем делать окончательные выводы о сущности Бабы Яги, рассмотрим еще один аспект образа Великой Богини, который поможет нам определить ее происхождение и место в Славянской Традиции.

Костяная нога и змеиная натура.

Кто же она, таинственная Баба Яга и откуда пришла на Русь? Ответ на сей вопрос скрывается в ноге.
В сказках, мифах, легендах Баба Яга предстает неизбежно с одной характерной приметой. Ее нога то костяная, то златая, то деревянная, а в сказке "Иван-Царевич и богатырка Синеглазка" Баба Яга вообще предстает одноногой: "Ах ты, Бабушка-Яга, одна ты нога".
Как показали исследователи, все одноногие Боги "так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то "ищите змею".

Правило сие, по-видимому, верно, так как Кали, которая генетически родственна Яге, определенно связана со змеями, являющимися ее постоянными атрибутами. Но есть и более близкий образ змееногой Богини.
Речь идет о легенде, дошедшей до нас в пересказе Геродота о прародительнице Скифов.
Согласно ей Геракл в поисках украденной упряжки коней встретил Ору - деву со змеями вместо ног. Она обещала вернуть ему коней, если Геракл станет ей мужем. Отдавая коней, Ора сообщает, что у нее от Геракла родится три сына, и вопрошает, что делать с ними, когда они вырастут. Геракл же завещал отдать сильнейшему землю, лук, пояс и чашу.

В Геракле мы видим, очевидно, греческое восприятие прародителя Скифов Таргитая, тождественного расенскому (этрусскому) Херкле (Таг/Тархонт) и славянскому Тарху Даждьбогу (а значит Скифы - сыны Даждьбога!). А Ора - и есть тот образ Великой Богини Матери, что воплотился в Бабе Яге.

Одним из важнейших указаний на это можно считать ее связь с водой и пещерой, куда она приводит Геракла. Сия культовая пещера и по наши дни существует на острове Перун на Днепре. Что касается воды, то связь ее с Навью и посвящением очевидна.
Во-первых, с водой всегда связано понятие глуби - т.е. сокрытого, сокровенного.
Во-вторых, сам архетип реки всегда соотносится с двумя первореками: Смородиной - рекой смерти-мора, отделяющей Явь от Нави, и Ирием - райской рекой, соединяющей землю и Небеса.

Что и является классическим образом смерти и возрождения. Да и само имя Ора происходит от древнеарийского Ор - "сила, мощь" и, следовательно, родственно имени Яга.

В пантеоне Расенов непосредственно связана со змеями Верховная Богиня Уни. С ее культом "связывались инициации молодежи". Во время одного из таких посвящений девушек вводили в культовую пещеру, посвященную Уни, где они должны были накормить змею.

На Руси символы змеевидной Богини или Бабы Яги в виде оберегов-змеевиков находятся в огромном количестве вплоть до XIX века, что подтверждает значимость ее культа у наших Предков.

Пути обретения кХай.

В приведенном в начале статьи свидетельстве М.И. Без-Корниловича говорилось, что капище Бабы Яги стояло рядом с капищем Перуна. Сие сведение очень важно, так как обычно Перуну всегда сопутствовал Велес.
Эти Боги в паре на Руси являлись хранителями Роты - единого Вселенского Закона, подобно тому, как в Индии пара Митра - Варуна были хранителями Риты.
Причем Велес, как и Варуна, считались покровителями и хранителями тайных знаний и путей посвящения.

Замещение Велеса Бабой Ягой прямо указывает на ее связь с обрядами посвящения и обретением тайного знания.
Дополнительным указанием на сию связь можно считать и приведенную мной выше аналогию между образом славянской Богини и индуистской Шакти, поскольку Велес по ряду функций сопоставляется также с Шивой.

Итак, первый лик Великой Богини и первая ступень восхождения по Златому Пути - Баба Яга, охранительница знаний двух Миров, дарующая смерть и возрождение через трансмутацию Духа посредством очищающего Огня.

Второй лик - Злата Баба, охранительница Явного мира, скорее даже определенного порядка, установленного в нем согласно Роте. В "Веде Славян" она же - Злата Майя, мать Коляды. Она символизирует следующую ступень на Златом Пути - Тропу волхва, служителя и хранителя Яр и Ярг мира. Ведь именно волхвы определяли основы жизни в общине, являясь хранителями Родовых Устоев и Обычая Предков. Известна Злата Баба и под другими именами - Злата Пани и Злата Лада.

В сказке "Гуси-Лебеди" Бабе Яге служит стая лебедей. А между тем Белая Лебедь - священная птица и одно из воплощений Лады.
В ведовстве Лада - старшая Роженица, олицетворяющая кХай - Животворную Силу Бога Рода. Она и вторая Роженица - Леля, олицетворяющая материю, в космическом вихре-свиле порождают Вселенную, являясь эманациями Всебога-Рода.
Лада также супруга Дыя - верховного Небесного Бога Славян, его Сила в женском ее аспекте. Присущее Славянскому ведовству понимание Лады как Жизненной Силы, пробуждающей мертвую материю, а также ее генетическое родство с описанным выше образом Уни - супруги Небесного Бога Расенов Тина указывает на то, что Лада и есть третий лик Великой Богини и одновременно сама Великая Богиня.
Это третья ступень восхождения по Златому Пути, перерождения человека в Аза - Авегу, являющегося, по сути, Богом на Земле.

Вот он Славянский Триглав посвящения: Баба Яга, Злата Майя и Лада. А Баба Яга - одно из имен Великой Славянской Богини Лады, воплощающая Силу Матери Земли, и супруга Бога Небес - Дыя, хранительница его мудрости и тайн Путей посвящения.
Баба Яга - лик Великой Богини 
Отсюда
(привел этот текст, потому что в нем есть интересные рассуждения, хотя ни о какой кононичности речи не идет - tar_s)

PS В 2004 г. село Кукобой Первомайского района Ярославской области было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания[12].

PPS 
С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.) (вспоминаются колонны древнеегипетских храмов, имеющих, очевидно, далеко не строительное значение - tar_s). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».[7]

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лже-героя, самозванца-антагониста»[8]

Эта еда «отверзает уста умершего» (отсылка к ритуалу др-египетского описания - tar_s), считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир).

Comments

( 74 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ljtimes
Dec. 20th, 2011 10:11 am (UTC)
Ваш пост опубликован в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
tar_s
Dec. 20th, 2011 10:27 am (UTC)
Re: Ваш пост опубликован в LJTimes
Благодарю!
etaum
Dec. 20th, 2011 10:16 am (UTC)
Ну а Вы как думаете?
Не тролю.
Ща докажу.
_Во слву, Хель! в Хелльню Метель!
Злилась зима, злилась, да так и неразярилась
Гррр.
С наступущими ельниками.
Нам в Гекату-рановато.
.
tar_s
Dec. 20th, 2011 10:29 am (UTC)
То ли нас к Гекате, то ли она к нам... То ли Кали Ма придет ))
Или наш мир принесут в жертву совсем другим богам...
russobalt_k
Dec. 20th, 2011 11:09 am (UTC)
У меня вообще Днюха 22 Декабря, в самый Карачун, так что тема - интересная ;-)
А вообще, мне лично отсылки родноверия к индуизму с его шиваизмом - неприятны, чисто эмоционально, хотя они, наверное, исторически уместны.
Просто в исповедании "Рода" хочется видеть свет, и никакой тьмы, а у индусов - одни уроды и расчлененка, что на картинках, что в пантеоне. А славить, пусть и опосредованно, Шиву и Кали...увольте, желания никакого.
tar_s
Dec. 20th, 2011 11:22 am (UTC)
Ох-ты, ну и народился! ))
Так славить Кали, то же, что и бабу Ягу - это ужасные формы. У нас же как сейчас. Зло гламурно, добро ужасно )
В Индии сохранились основы мировоззрения наших предков. У нас - другая часть... Чтобы понять и восстановить целое, приходится обращаться к вроде бы иным традициям. Собственно, автор хотел проиллюстрировать троичность богини - а я уж не стал вырезать куски текста. Хотя это можно было бы сделать и без обращения к Индуизму. Но поскольку я собираю материал, в основном, а не пишу - тут приходится довольствоваться тем, что есть.
Переитал про "родноверие и индуизм" - а вот для меня, это все оболочки, внешние формы. Они не имеют принципиального значения. И ужасная людоедка баба Яга, и разрушительница Кали. КОторая, видимо идентична жене Чернобога Маре...
В итоге, значение имеет лишь внутрення суть, а не образы. Вот за нее то и идет битва. Потому что образ может как маска, использоваться разными силами... Как светлыми, так и темными. Родными и чужими... Чужими и родными.
Потому внешнее поклонение часто крайне формально и бессмысленно. Люди слепы и идут за слепыми...
Читал этот материал? http://tar-s.livejournal.com/17257.html
(no subject) - russobalt_k - Dec. 20th, 2011 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Dec. 20th, 2011 11:38 am (UTC) - Expand
lartiom
Dec. 20th, 2011 11:24 am (UTC)
Богородица = Баба Яга?
tar_s
Dec. 20th, 2011 11:30 am (UTC)
Богородицей сейчас, в основном-то, Деву Марию, родившую Иисуса, называют. Если вы о ней спрашиваете - то нет.
Сорни Най, Золотая Баба, может называться Богородицей - в таком случае, да.
Интересно, как РПЦ жестко отреагировало. Неспроста. Они помнят и знают больше нас. Для них наши боги - враги.
(no subject) - lartiom - Dec. 20th, 2011 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Dec. 20th, 2011 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - russobalt_k - Dec. 20th, 2011 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Dec. 20th, 2011 12:19 pm (UTC) - Expand
tan4orat
Dec. 20th, 2011 11:40 am (UTC)
Спасибо - очень интересно
tar_s
Dec. 20th, 2011 11:43 am (UTC)
Пожалуйста! Здорово, что вам понравилось :)
wedun26
Dec. 20th, 2011 11:44 am (UTC)
Интереснейшая статья
Сохранил на память.
tar_s
Dec. 20th, 2011 11:46 am (UTC)
Re: Интереснейшая статья
Благодарю!
nadekuk
Dec. 20th, 2011 01:21 pm (UTC)
мы тут обсуждали как то бабу ягу. Это богиня Мара, властительница царства мертвых
tar_s
Dec. 21st, 2011 06:46 am (UTC)
однозначного ответа дать нельзя.
nackyda
Dec. 20th, 2011 01:31 pm (UTC)
"У Достоевского монашенка — личность, отрёкшаяся от мира для Христа, "живой мертвец"! — заявляет, что Богородица — это земля, а в этнографических материалах есть суровый запрет на битьё земли палками: "Бьют саму Мать Пресвятую Богородицу!", так что Фёдор Михайлович, очевидно, ничего не выдумывал.

В заговорах древнее именование Земли сливается с новой святыней в неразличимое единство: "Мать Сырая Богородица"." ©
tar_s
Dec. 20th, 2011 05:13 pm (UTC)
))
(no subject) - oio11 - Dec. 20th, 2011 01:57 pm (UTC) - Expand
tar_s
Dec. 20th, 2011 05:14 pm (UTC)
Re: :)))
ага, клевые ))
Re: :))) - selenadia - Aug. 18th, 2015 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - oio11 - Aug. 18th, 2015 04:26 pm (UTC) - Expand
2mamka
Dec. 21st, 2011 12:01 am (UTC)
аааа.. и тут про ариев.. какой текст испортили!! учите матчасть (с)

зы: страшилкой для детей бабу-ягу сделала церковь и христианство
tar_s
Dec. 21st, 2011 06:42 am (UTC)
ну раз текст понравился, то и ладно ))
Я подхожу с утилитарной точки зрения. На территории России жили многие народы, и очень долго. В любом случае, их мифологии и знания о потустороннем, знания о богах, основывались на реальности. И эта реальность была одна и та же. Хотя и отображена в несколько отличающихся системах.
Неизбежно происходил и обмен между ними. В общем, я считаю возмоным сравнивать и поверять мировоззрение живущих рядом народов, друг другом. Возмоно, разделение на племена искуственно или вторично :) Народ очень быстро обособляется и даже обзаводится языком. Буквально, за пару сотен лет.
(no subject) - 2mamka - Dec. 21st, 2011 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Dec. 21st, 2011 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2mamka - Dec. 21st, 2011 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Dec. 21st, 2011 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - 2mamka - Dec. 21st, 2011 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Dec. 21st, 2011 07:54 am (UTC) - Expand
(догадывается) - tar_s - Dec. 21st, 2011 07:45 am (UTC) - Expand
Re: (догадывается) - 2mamka - Dec. 21st, 2011 07:47 am (UTC) - Expand
Re: (догадывается) - tar_s - Dec. 21st, 2011 08:06 am (UTC) - Expand
Re: (догадывается) - Alexey Kucherenko - Dec. 21st, 2011 10:29 am (UTC) - Expand
Re: (догадывается) - tar_s - Dec. 21st, 2011 11:44 am (UTC) - Expand
Re: (догадывается) - Alexey Kucherenko - Dec. 22nd, 2011 08:40 pm (UTC) - Expand
Re: (догадывается) - tar_s - Dec. 23rd, 2011 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - selenadia - Aug. 18th, 2015 05:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Aug. 18th, 2015 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - selenadia - Aug. 18th, 2015 09:20 am (UTC) - Expand
Alexey Kucherenko
Dec. 21st, 2011 01:09 am (UTC)
Ich bin Frau Alexey Kucherenko
Я на Новый год играю Бабу Йагу. Женщину модную в мини юбке с длинными своими волосами до пояса. )))
tar_s
Dec. 21st, 2011 06:47 am (UTC)
Re: Ich bin Frau Alexey Kucherenko
а как же костяная нога? )) И нос, который вместо кочерги? ;)
Re: Ich bin Frau Alexey Kucherenko - Alexey Kucherenko - Dec. 21st, 2011 10:25 am (UTC) - Expand
Re: Ich bin Frau Alexey Kucherenko - tar_s - Dec. 21st, 2011 11:24 am (UTC) - Expand
pingback_bot
Jan. 13th, 2012 07:50 pm (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User mikka_kikka referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] Оригинал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
pingback_bot
Jan. 14th, 2012 12:42 am (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User asmita_virgo referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] нал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
pingback_bot
Jan. 23rd, 2012 04:56 pm (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User papkadima referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] Оригинал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
pingback_bot
Jan. 23rd, 2012 05:58 pm (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User servicefree referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] Originally posted by at Баба Яга - Золотая Баба [...]
pingback_bot
Jan. 23rd, 2012 06:02 pm (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User rhtn59 referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] nally posted by at Баба Яга - Золотая Баба [...]
pingback_bot
Jan. 23rd, 2012 06:17 pm (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User pybikon referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] nally posted by at Баба Яга - Золотая Баба [...]
livejournal
Mar. 21st, 2012 09:45 am (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
User miroslav1983 referenced to your post from Баба Яга - Золотая Баба saying: [...] нал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
smelding
Mar. 21st, 2012 10:19 am (UTC)
в заговорах много интересного материала про "Ягую Бабу", как она в самых старых называется.
tar_s
Mar. 21st, 2012 10:25 am (UTC)
не углублялся в заговоры - хотя стоит, конечно...
tar_s
May. 17th, 2012 02:40 pm (UTC)
благодарю, посмотрю :)
(Deleted comment)
tar_s
Aug. 17th, 2012 04:06 pm (UTC)
Re: ПРАВДА
есть такая версия :) Отчасти, материал и про это ;)
jnike_07
Sep. 14th, 2012 08:25 am (UTC)
К сожалению, это дедушка-бабай: http://jnike-07.livejournal.com/216893.html
tar_s
Aug. 18th, 2015 08:00 am (UTC)
Бабай, как оказалось, это имя скифского бога Папая. Так что тут перевертыши своего рода. Статуи могли резать женсокго пола, могли мужского. Кто у власти был, тот и определял, кто в пантеоне главный )
(no subject) - jnike_07 - Aug. 20th, 2015 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Aug. 20th, 2015 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jnike_07 - Aug. 20th, 2015 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tar_s - Aug. 20th, 2015 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jnike_07 - Aug. 21st, 2015 08:37 pm (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 24th, 2015 05:24 am (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
Пользователь sherp96 сослался на вашу запись в своей записи «Баба Яга - Золотая Баба» в контексте: [...] Оригинал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
livejournal
Aug. 18th, 2015 05:20 am (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
Пользователь sherp96 сослался на вашу запись в своей записи «Баба Яга - Золотая Баба» в контексте: [...] Оригинал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
livejournal
Aug. 18th, 2015 05:54 am (UTC)
Баба Яга - Золотая Баба
Пользователь nikolay_istomin сослался на вашу запись в своей записи «Баба Яга - Золотая Баба» в контексте: [...] нал взят у в Баба Яга - Золотая Баба [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 74 comments — Leave a comment )

Profile

ber
tar_s
Арьяман

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner